Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
684090, Камчатский край, г.Вилючинск, ул.Победы, д.1
Наш адрес
+7 (415-35) 3-22-06
Приемная

Подводный флот и история Вилючинска: авария на лодке К-429

26.06.2019

В музее боевой славы Камчатской военной флотилии в одном из залов хранится вымпел министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть, проявленные в морских походах”, которым в 1977 году был награжден экипаж атомной подводной лодки К-429. В тот год корабль был признан лучшим в подводном флоте Советского Союза. На экипаж просыпался звездный дождь – очередные и внеочередные звания, премии, награды… Казалось, этой лодке уготована счастливая судьба. Аварии, которая случилась спустя шесть лет, ничто не предвещало. 24 июня 1983 года крейсерская атомная подводная лодка К-429 затонула в бухте Саранной, в 50 километрах от выхода из Авачинской губы на глубине 38 метров. Океан унес жизни 16 подводников. Подводная лодка К-429 с крылатыми ракетами на борту была зачислена в состав флота в 1972 году и проходила службу в 10 дивизии Второй Краснознамённой флотилии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота СССР, базировавшейся в Рыбачьем. В апреле и мае 1983 года на К-429 после возвращения из длительного плавания был проведен межпоходовый ремонт. После ремонта корабль должен был принимать экипаж под командованием капитана 1-го ранга Николая Суворова, чтобы затем осенью выйти в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаки противника. Но в последний момент всё переиграли. Командование решило провести учения не осенью, а летом. При этом почти половина экипажа Суворова по случаю проведения межпоходового ремонта находилась в отпусках. Фактически экипаж был разукомплектован. Тем не менее, командиру был отдан приказ выйти в море на одни сутки для выполнения боевого упражнения с целью закрыть план боевой подготовки дивизии. Как выяснилось впоследствии, экипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море. Против выхода лодки в море возражали начальник штаба 10 дивизии капитан 1-го ранга Алексей Гусев и командир Николай Суворов, однако их мнение не было принято во внимание. Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Гусев впоследствии вспоминал: «Я заявил о своем несогласии с выходом в море К-429 с экипажем Н. М. Суворова. Однако вечером того же дня узнал, что план подписан, то есть утвержден начальником штаба флотилии». 23 июня в 22 часа 46 минут лодка пришла в бухту Саранную для дифферентовки. На её борту находились 120 человек личного состава. Погода была хорошей: ветер 3 – 5 м/с, небольшая зыбь, дымка. В 23 часа 30 минут из 1-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, поступление воды в отсек». Одновременно поступление забортной воды через трубопроводы системы судовой вентиляции было отмечено во 2-м, 3-м и 4-м отсеках. 1-й отсек, ракетно-торпедный, в считанные минуты оказался наполовину затопленным вместе с носовым трюмом и гальюнами. На 75 % затопило и 2-й жилой отсек: коридор на нижней палубе, трюм, камбуз, провизионные камеры. 3-й отсек, центральный, где находились 43 человека во главе с командиром лодки и старшим на борту начальником штаба дивизии А.А. Гусевым, оказался практически сухим. 4-й отсек, электромеханический, затопило полностью менее чем за 3 минуты. В момент аварии в нем находились 17 человек. Трём морякам удалось перейти в 5-й реакторный отсек. Оставшиеся в аварийном отсеке 14 человек за короткое время погибли на своих боевых постах. Попытка аварийного продувания цистерн главного балласта оказалась неудачной. Лодка легла на грунт на глубине 38 метров. Командир принял решение ждать - в надежде, что на базе заметят исчезновение лодки. Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы с сообщением о бедствии, экипажу не удалось: во избежание отрыва буй был намертво приварен к корпусу лодки. Спустя несколько часов ожидания положение усугубилась тем, что температура на борту опустилась до 12 градусов, вышло из строя всё электрооборудование, в отсеках повысилось давление и стало не хватать воздуха. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Не хватало аварийных дыхательных аппаратов. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, принявший на себя командование АПЛ начальник штаба дивизии Гусев принял решение – через торпедные аппараты 1-го отсека отправить на поверхность двух добровольцев с информацией для командования флота о состоянии и месте нахождения затонувшей лодки. В 4 часа 20 минут 25 июня через торпедный аппарат вышел мичман Н. Мерзликин, а в 5 часов 30 минут тем же путем - мичман М. Лесник. Около 8 утра их подобрал пограничный корабль. По флоту была объявлена аварийная тревога. Всего в результате аварии на К-429 погибли 16 членов экипажа. Двое подводников погибли во время всплытия. Один из героев спасательной операции 23-летний мичман Василий Баев, имевший опыт водолаза-инструктора, в тяжелейших условиях вывел из кормовых отсеков 22 человека. За свой подвиг он был награждён орденом Красной Звезды. Одними из последних лодку покинули командир экипажа Николай Суворов и принявший на себя командование капитан 1 ранга Алексей Гусев. Споры о том, кто виноват в случившейся трагедии, не утихают по сей день. Но спустя несколько месяцев суд назначил виновных – командира К-429 Николая Суворова и командира электромеханической боевой части Бориса Лиховозова. Первому дали десять лет, второму – восемь. Кроме того, командиру вменялось нанесение материального ущерба на 20 миллионов рублей и снижение боеготовности флотилии подводных лодок. Через 3 года Суворов был освобождён по амнистии и до самой своей кончины в 1998 году пытался восстановить справедливость и добиться отмены приговора. Через несколько месяцев после аварии К-429 удалось поднять на поверхность силами Аварийно-спасательной службы флота. Широкая общественность узнала о трагедии лишь спустя несколько лет, в конце 80-х годов, уже при Горбачёве, ведь прежде вся информация об атомных подводных лодках в СССР была строго засекречена. Сегодня об аварии на К-429 написано немало статей и книг. Одними из самых известных являются «Катастрофы под водой» Николая Мормуля и «Борьба за живучесть как она есть», написанная жителем нашего города Николаем Курьянчиком. 24 июня 2019 года в жилом районе Рыбачий на площади Героев-подводников состоялся митинг личного состава Краснознаменных Подводных сил ТОФ, посвящённый 36-й годовщине со дня гибели моряков-подводников экипажа атомной подводной лодки К-429.
Фотографии из открытых источников.

Мария Батова, главный библиотекарь 

библиотеки-филиала № 1 МБУК ЦБС Вилючинска